Возмещение морального вреда, причинённого работодателю и работнику
Возмещение морального вреда, причинённого работодателю и работнику

Одним из вопросов, представляющих интерес для сторон в трудовых отношениях, является возмещение морального вреда, причинённого работодателю и работнику. Может ли работодатель требовать от работника возмещения причинённого ему морального вреда? Или, наоборот, может ли работник требовать от работодателя компенсации причинённого ему морального вреда? На эти вопросы разъяснение даёт эксперт Нусрет Халилов.
В пункте 3 статьи 202 Трудового кодекса указано, что размер морального вреда, причинённого работодателю, в денежном выражении определяется судом на основании его заявления по принципу, предусмотренному частью 3 статьи 290 настоящего Кодекса. Следует отметить, что оценка морального вреда также осуществляется в судебном порядке на основании заявления работника или работодателя. Каких-либо ограничений по размеру денежного требования о компенсации морального вреда не существует. Если заявленное денежное требование будет признано судом обоснованным, причинённый моральный вред подлежит возмещению.
Доказывание понятия морального вреда является более сложным по сравнению с материальным вредом. Слово «моральный» означает «невидимый, ощущаемый чувствами». Слово «вред» выражает значение «негативный, неблагоприятный результат, ущерб, вызванный чем-либо или каким-либо событием». При объединении значений этих слов возникает понятие негативного, невидимого, но ощущаемого чувствами результата, вызванного каким-либо событием или действием.
Согласно статье 21 Гражданского кодекса, под вредом понимаются расходы, которые лицо, чьё право нарушено, понесло или должно понести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии со статьёй 290 Трудового кодекса работодатель несёт материальную ответственность за моральный вред, причинённый работнику в процессе трудовых отношений. Работник, утверждающий, что ему причинён моральный вред, должен указать в заявлении размер своих требований. Размер морального вреда, причинённого работнику, в денежном выражении определяется судом на основании его заявления с учётом степени общественной опасности причинённого вреда, личности работника и работодателя, фактических обстоятельств дела и других объективных обстоятельств, необходимых для принятия справедливого решения.
Следует отметить, что в части 3 данной статьи под моральным вредом, причинённым работнику, понимаются любые действия и поступки работодателя или находящегося в его подчинении должностного лица, направленные на унижение и оскорбление чести и достоинства работника, клевету в его адрес, распространение о нём заведомо ложных, не соответствующих действительности сведений с целью дискредитации его в коллективе, а также иные действия, противоречащие его морали, нормам нравственности, чувству национальной гордости и убеждениям. Как следует из требований статьи, суд определяет размер морального вреда в зависимости от конкретных обстоятельств дела (степени опасности действий (бездействия) причинителя вреда, характера и тяжести моральных страданий и переживаний потерпевшего, его субъективных особенностей и др.).
Для более подробной информации следует обратиться к Постановлению Конституционного Суда Азербайджанской Республики от 31 мая 2002 года о толковании статей 21 и 23 Гражданского кодекса Азербайджанской Республики, а также к Постановлению Пленума Верховного Суда Азербайджанской Республики № 7 от 3 ноября 2008 года «О практике применения судами законодательства о возмещении морального вреда». Согласно Постановлению Конституционного Суда Азербайджанской Республики от 31 мая 2002 года, положения статьи 21 Гражданского кодекса Азербайджанской Республики предусматривают возмещение только реального ущерба и упущенной выгоды.
Под вредом, предусмотренным статьёй 23 Гражданского кодекса, понимается моральный вред (физические и нравственные страдания), а также материальный вред, причинённые лицу в связи с посягательством на его честь, достоинство и деловую репутацию. Возмещение морального вреда, а также применение иных ограничений, предусмотренных законодательством, должны быть соразмерны другим основным правам и свободам, защищаемым Конституцией Азербайджанской Республики, и в каждом конкретном случае зависят от усмотрения суда.
Обратимся к Постановлению Пленума Верховного Суда Азербайджанской Республики № 7 от 3 ноября 2008 года «О практике применения судами законодательства о возмещении морального вреда».
Согласно Постановлению Пленума, на основании статьи 41 Конвенции «О защите прав человека и основных свобод» и прецедентов Европейского суда по правам человека моральный вред подлежит возмещению как при причинении неимущественного, так и имущественного вреда. Отсутствие в национальном законодательном акте прямого указания на возможность возмещения морального вреда по конкретному правоотношению не является основанием для отказа в удовлетворении соответствующего требования. В контексте законодательства Азербайджанской Республики, положений Конвенции «О защите прав человека и основных свобод» и прецедентов Европейского суда по правам человека понятие «моральный вред» означает нравственные страдания и переживания человека в результате нарушения его личных неимущественных прав и свобод, принадлежащих ему от рождения или на основании закона, а также имущественных прав. Под нравственными переживаниями физического лица понимается возникновение в его сознании определённой негативной психической реакции в результате незаконного действия или бездействия в отношении него; под страданиями — причинение физической боли вследствие нарушения его здоровья.
С учётом положений законодательства о возмещении морального вреда причинение морального вреда лицу может проявляться, в частности, в утрате близких родственников или работы, лишении возможности вести активный общественный образ жизни, разглашении личной, семейной и медицинской тайны, посягательстве на честь, достоинство и деловую репутацию, временном ограничении либо лишении иных прав, причинении вреда здоровью и в других случаях. Степень тяжести моральных переживаний и страданий не является основанием для отказа в удовлетворении требования о возмещении морального вреда.
Пленум разъясняет, что с точки зрения положений законодательства Азербайджанской Республики право требовать возмещения морального вреда принадлежит только физическим лицам. Правила, регулирующие возмещение морального вреда в связи с распространением сведений, порочащих деловую репутацию физических лиц, применяются также к случаям распространения таких сведений в отношении предпринимателей.
В случае посягательства на деловую репутацию юридического лица вследствие распространения недостоверных сведений о его хозяйственной деятельности и иных функциях, использования недобросовестных методов и средств конкуренции (дискредитации хозяйственной деятельности, подражания, введения потребителей в заблуждение и т. д.), такое юридическое лицо вправе требовать возмещения причинённого ему материального вреда в соответствии со статьями 21 и 1097.1 Гражданского кодекса Азербайджанской Республики.
Причинение морального вреда лицу может выражаться в любых неправомерных действиях или бездействии, повлёкших моральные переживания и страдания (гражданские, уголовные, административные и иные правонарушения). Привлечение причинителя вреда за одно и то же деяние к гражданской, административной либо уголовной ответственности не исключает права потерпевшего требовать от него также возмещения морального вреда.
Согласно статье 1115 Гражданского кодекса, возмещение вреда может осуществляться путём возмещения вреда в натуре либо путём выплаты денежной компенсации. Судам следует учитывать, что компенсация морального вреда, как правило, определяется и выплачивается в денежной форме. В случаях, предусмотренных статьёй 23 Гражданского кодекса, моральный вред может быть возмещён путём возложения на ответчика определённых обязанностей (например, опровержение недостоверных сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию, принесение извинений потерпевшему). Суд, в зависимости от конкретных обстоятельств дела, может признать восстановление нарушенного права формой возмещения морального вреда.
Пленум разъясняет, что в соответствии со статьёй 1097 Гражданского кодекса Азербайджанской Республики иск о возмещении морального вреда может быть удовлетворён при условии установления факта причинения истцу физических и нравственных страданий, наступления их в результате незаконных действий или бездействия ответчика, наличия причинно-следственной связи между незаконным поведением и моральным вредом, а также вины причинителя вреда. При рассмотрении требований о возмещении морального вреда суд обязан не только установить основания возникновения гражданской ответственности, но и выяснить, в чём именно выразились нравственные страдания и переживания потерпевшего, при каких обстоятельствах и в результате каких действий (бездействия) они возникли, степень вины причинителя вреда, характер пережитых потерпевшим моральных страданий, а также в каком размере и иной материальной форме потерпевший оценивает причинённый ему вред.
При рассмотрении дел о возмещении морального вреда наряду с общими положениями гражданского и гражданско-процессуального законодательства должны учитываться также нормы специального законодательства, а также обычаи и нормы морали.

Одним из вопросов, представляющих интерес для сторон в трудовых отношениях, является возмещение морального вреда, причинённого работодателю и работнику. Может ли работодатель требовать от работника возмещения причинённого ему морального вреда? Или, наоборот, может ли работник требовать от работодателя компенсации причинённого ему морального вреда? На эти вопросы разъяснение даёт эксперт Нусрет Халилов.
В пункте 3 статьи 202 Трудового кодекса указано, что размер морального вреда, причинённого работодателю, в денежном выражении определяется судом на основании его заявления по принципу, предусмотренному частью 3 статьи 290 настоящего Кодекса. Следует отметить, что оценка морального вреда также осуществляется в судебном порядке на основании заявления работника или работодателя. Каких-либо ограничений по размеру денежного требования о компенсации морального вреда не существует. Если заявленное денежное требование будет признано судом обоснованным, причинённый моральный вред подлежит возмещению.
Доказывание понятия морального вреда является более сложным по сравнению с материальным вредом. Слово «моральный» означает «невидимый, ощущаемый чувствами». Слово «вред» выражает значение «негативный, неблагоприятный результат, ущерб, вызванный чем-либо или каким-либо событием». При объединении значений этих слов возникает понятие негативного, невидимого, но ощущаемого чувствами результата, вызванного каким-либо событием или действием.
Согласно статье 21 Гражданского кодекса, под вредом понимаются расходы, которые лицо, чьё право нарушено, понесло или должно понести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии со статьёй 290 Трудового кодекса работодатель несёт материальную ответственность за моральный вред, причинённый работнику в процессе трудовых отношений. Работник, утверждающий, что ему причинён моральный вред, должен указать в заявлении размер своих требований. Размер морального вреда, причинённого работнику, в денежном выражении определяется судом на основании его заявления с учётом степени общественной опасности причинённого вреда, личности работника и работодателя, фактических обстоятельств дела и других объективных обстоятельств, необходимых для принятия справедливого решения.
Следует отметить, что в части 3 данной статьи под моральным вредом, причинённым работнику, понимаются любые действия и поступки работодателя или находящегося в его подчинении должностного лица, направленные на унижение и оскорбление чести и достоинства работника, клевету в его адрес, распространение о нём заведомо ложных, не соответствующих действительности сведений с целью дискредитации его в коллективе, а также иные действия, противоречащие его морали, нормам нравственности, чувству национальной гордости и убеждениям. Как следует из требований статьи, суд определяет размер морального вреда в зависимости от конкретных обстоятельств дела (степени опасности действий (бездействия) причинителя вреда, характера и тяжести моральных страданий и переживаний потерпевшего, его субъективных особенностей и др.).
Для более подробной информации следует обратиться к Постановлению Конституционного Суда Азербайджанской Республики от 31 мая 2002 года о толковании статей 21 и 23 Гражданского кодекса Азербайджанской Республики, а также к Постановлению Пленума Верховного Суда Азербайджанской Республики № 7 от 3 ноября 2008 года «О практике применения судами законодательства о возмещении морального вреда». Согласно Постановлению Конституционного Суда Азербайджанской Республики от 31 мая 2002 года, положения статьи 21 Гражданского кодекса Азербайджанской Республики предусматривают возмещение только реального ущерба и упущенной выгоды.
Под вредом, предусмотренным статьёй 23 Гражданского кодекса, понимается моральный вред (физические и нравственные страдания), а также материальный вред, причинённые лицу в связи с посягательством на его честь, достоинство и деловую репутацию. Возмещение морального вреда, а также применение иных ограничений, предусмотренных законодательством, должны быть соразмерны другим основным правам и свободам, защищаемым Конституцией Азербайджанской Республики, и в каждом конкретном случае зависят от усмотрения суда.
Обратимся к Постановлению Пленума Верховного Суда Азербайджанской Республики № 7 от 3 ноября 2008 года «О практике применения судами законодательства о возмещении морального вреда».
Согласно Постановлению Пленума, на основании статьи 41 Конвенции «О защите прав человека и основных свобод» и прецедентов Европейского суда по правам человека моральный вред подлежит возмещению как при причинении неимущественного, так и имущественного вреда. Отсутствие в национальном законодательном акте прямого указания на возможность возмещения морального вреда по конкретному правоотношению не является основанием для отказа в удовлетворении соответствующего требования. В контексте законодательства Азербайджанской Республики, положений Конвенции «О защите прав человека и основных свобод» и прецедентов Европейского суда по правам человека понятие «моральный вред» означает нравственные страдания и переживания человека в результате нарушения его личных неимущественных прав и свобод, принадлежащих ему от рождения или на основании закона, а также имущественных прав. Под нравственными переживаниями физического лица понимается возникновение в его сознании определённой негативной психической реакции в результате незаконного действия или бездействия в отношении него; под страданиями — причинение физической боли вследствие нарушения его здоровья.
С учётом положений законодательства о возмещении морального вреда причинение морального вреда лицу может проявляться, в частности, в утрате близких родственников или работы, лишении возможности вести активный общественный образ жизни, разглашении личной, семейной и медицинской тайны, посягательстве на честь, достоинство и деловую репутацию, временном ограничении либо лишении иных прав, причинении вреда здоровью и в других случаях. Степень тяжести моральных переживаний и страданий не является основанием для отказа в удовлетворении требования о возмещении морального вреда.
Пленум разъясняет, что с точки зрения положений законодательства Азербайджанской Республики право требовать возмещения морального вреда принадлежит только физическим лицам. Правила, регулирующие возмещение морального вреда в связи с распространением сведений, порочащих деловую репутацию физических лиц, применяются также к случаям распространения таких сведений в отношении предпринимателей.
В случае посягательства на деловую репутацию юридического лица вследствие распространения недостоверных сведений о его хозяйственной деятельности и иных функциях, использования недобросовестных методов и средств конкуренции (дискредитации хозяйственной деятельности, подражания, введения потребителей в заблуждение и т. д.), такое юридическое лицо вправе требовать возмещения причинённого ему материального вреда в соответствии со статьями 21 и 1097.1 Гражданского кодекса Азербайджанской Республики.
Причинение морального вреда лицу может выражаться в любых неправомерных действиях или бездействии, повлёкших моральные переживания и страдания (гражданские, уголовные, административные и иные правонарушения). Привлечение причинителя вреда за одно и то же деяние к гражданской, административной либо уголовной ответственности не исключает права потерпевшего требовать от него также возмещения морального вреда.
Согласно статье 1115 Гражданского кодекса, возмещение вреда может осуществляться путём возмещения вреда в натуре либо путём выплаты денежной компенсации. Судам следует учитывать, что компенсация морального вреда, как правило, определяется и выплачивается в денежной форме. В случаях, предусмотренных статьёй 23 Гражданского кодекса, моральный вред может быть возмещён путём возложения на ответчика определённых обязанностей (например, опровержение недостоверных сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию, принесение извинений потерпевшему). Суд, в зависимости от конкретных обстоятельств дела, может признать восстановление нарушенного права формой возмещения морального вреда.
Пленум разъясняет, что в соответствии со статьёй 1097 Гражданского кодекса Азербайджанской Республики иск о возмещении морального вреда может быть удовлетворён при условии установления факта причинения истцу физических и нравственных страданий, наступления их в результате незаконных действий или бездействия ответчика, наличия причинно-следственной связи между незаконным поведением и моральным вредом, а также вины причинителя вреда. При рассмотрении требований о возмещении морального вреда суд обязан не только установить основания возникновения гражданской ответственности, но и выяснить, в чём именно выразились нравственные страдания и переживания потерпевшего, при каких обстоятельствах и в результате каких действий (бездействия) они возникли, степень вины причинителя вреда, характер пережитых потерпевшим моральных страданий, а также в каком размере и иной материальной форме потерпевший оценивает причинённый ему вред.
При рассмотрении дел о возмещении морального вреда наряду с общими положениями гражданского и гражданско-процессуального законодательства должны учитываться также нормы специального законодательства, а также обычаи и нормы морали.


